Избранное сообщение

понедельник, 18 января 2016 г.

Предъявите паспорт

Помидоры пока можно купить без паспорта, но за товар подороже - будьте добры, представьтесь. Фото: Архив "РГ"
Помидоры пока можно купить без паспорта, но за товар подороже - будьте добры, представьтесь.
Гражданам, которые захотят купить ювелирные украшения на сумму более 40 тысяч рублей наличными (508 долларов по курсу Центробанка на 19 января), придется проходить идентификацию - предоставлять паспорт. Такое же требование будет действовать в случае, если покупка прошла безналичным путем, с помощью банковской карты. В этом случае порог выше - 100 тысяч рублей (1271 доллар).
В декабре 2015 года заработали схожие правила при покупке и продаже валюты в банках на сумму более 15 тысяч рублей. Требуется показать паспорт и сообщать для составления анкеты дополнительные данные.
Не станет исключением и покупка ювелирных украшений, и все - ради борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.
Закон, предполагающий введение порога в "ювелирке", с этого года уже вступил в силу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
    Как пояснили "Российской газете" в Ассоциации "Гильдия ювелиров России", изменения также предусматривают заполнение анкеты, в которой будут указаны, среди прочего, источники дохода гражданина, его положение (наемный работник, руководитель среднего или высшего звена и т.д.) и цель приобретения ювелирного украшения. Например, для жены или сестры, если покупку делает мужчина. А если для любовницы? Тогда можно указать любую цель покупки или не отвечать на этот пункт вовсе. Каждый магазин сам решит, нужны ли ему такие данные.
    Эти правила предусматривала и прежняя редакция закона. "До 2016 года при любой покупке украшений - дорогих или дешевых - нужно было предоставлять паспорт. Однако на практике это положение мало кто соблюдал", - пояснил генеральный директор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин.
    Теперь закон обозначил пороговые суммы, и его исполнение легче проследить, так как если ювелирам дадут повод для сомнений, то они обратятся в Росфинмониторинг.
    По словам Эдуарда Уткина, с точки зрения идентификации клиента магазина внешний вид покупателя или манера его общения - вещь не столь важная. Если у персонала возникают сомнения в том, что перед ними недобросовестный гражданин, который занимается легализацией преступного дохода, то менеджер или продавец имеет право спросить паспорт при любой сумме покупки, начиная с копейки.
    СМОТРИТЕ ТАКЖЕ
      С проверенными клиентами магазины, наоборот, работают по упрощенной схеме: если один и тот же человек постоянно покупает украшения, все данные о себе рассказывает и подходит к прилавку вместе с женой - поводов для сомнений в его надежности нет, достаточно предъявить паспорт и не отвечать на дополнительные вопросы по анкете.
      Однако помните, что ювелирный магазин может отказать клиенту в приобретении украшений, если есть сомнения в происхождении дохода клиента, и объяснять причину отказа персонал не обязан. В Гильдии ювелиров напоминают, что было несколько случаев с физлицами, которые хотели приобрести обручальные кольца, но магазин отказал им в этом праве. Конституционный суд подтвердил, что ретейл действовал в рамках закона.
      Идентификационную анкету в случае необходимости будет заполнять сотрудник магазина, рассказали "РГ" в компании АДАМАС. "Регламент Росфинмониторинга предполагает, что мы сверяем данные покупателя (на основании удостоверения личности) с базой лиц, состоящих на учете, и впоследствии отчитываемся по фактам всех сделок перед регулятором, - уточнил "РГ" Дмитрий Баранов, операционный директор холдинга. - Анкетирование проводится на добровольной основе. Поле анкеты предполагает указание ФИО, телефона, даты рождения, пол, электронную почту, пункт о согласии получения информационных сообщений и разрешения на обработку этих данных".
      Формат анкеты, от которой могут отталкиваться ювелирные магазины, был утвержден еще в феврале 2011 года Росфинмониторингом. В документе было указано, что организации обязаны идентифицировать клиентов, которым оказываются услуги или с которыми заключают разовые сделки. В примечании подчеркивалось, что сюда относят покупку "ювелирки", денежные почтовые переводы и прочее.
      Магазины могут спросить и об ИНН (при наличии). Перечень могут дополнить и другими сведениями, которые не обязательны. Этот список ювелиры вправе формировать самостоятельно.
      Если покупатель решил приобрести украшения на сумму менее 600 тысяч рублей, то анкета с данными будет храниться в магазине, где совершена покупка, говорит Эдуард Уткин. Это привилегия службы внутреннего контроля. В случае если персонал магазина заподозрит клиента в отмывании доходов, он может обратиться в Росфинмониторинг, где будет проведена собственная экспертиза. При покупке на сумму свыше 600 тысяч рублей анкета в любом случае направляется в надзорное ведомство. Эти правила действуют в отношении банковских операций, сделок с недвижимостью и другими, для рынка и потребителя это не в новинку.
      Ювелиры изначально предлагали сделать порог для идентификации более высоким: 150 тысяч при наличном расчете, 600 тысяч - по банковской карте. "К сожалению, нам не удалось добиться этого, - рассказывает президент "Алмаз-Холдинга" Флун Гумеров. - Эти цифры были озвучены несколько раз на стадии формирования закона, но на обсуждение бизнес не пригласили".

      За 2015 год спрос на "ювелирку" упал вдвое, и основными потребителями изделий стали иностранные туристы. Новые правила их тоже вряд ли впечатлят. В перспективе, по оценкам Флуна Гумерова, издержки ювелиров вырастут за счет увеличения объемов бюрократической работы, следом могут немного подорожать украшения, как следствие - это может еще сильнее отпугнуть потребителей и снизить ликвидность ювелирного рынка.
      Кроме дополнительного документооборота персонал ведет еще и разъяснительную работу, так как многие покупатели настороженно относятся к необходимости предъявления документов, замечает Дмитрий Баранов.
      ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
        "В последние годы в России всячески стимулируется переход на безналичный расчет, и ювелирная отрасль в этом плане не исключение, - замечает председатель Союза потребителей России Петр Шелищ. - В развитых странах давно произошел переход на электронные площадки расчета. Люди, покупающие "ювелирку", в основной массе - продвинутые. Полагаю, что около 80-90 процентов клиентов подобных магазинов укладываются в 40 тысяч рублей, может быть, чуть больше, на них и направлены новые правила, чтобы они отошли от бумажных денег и перешли в новую реальность".
        "Думаю, государство таким образом хочет ограничить покупки золота населению, так как, возможно, оно может понадобиться для других целей", - допускает Эдуард Уткин. Так, в 2014 году Банк России стал единственным мегарегулятором, который закупил для резервов 171 тонну золота. Для сравнения: на втором месте - Ирак с объемом 47,6 тонны золота. В то же время спрос на золото со стороны ювелирной отрасли к 2020 году превысит закупки драгметалла фининститутами, такими как ЦБ, полагают аналитики агентства Morningstar.
        "Международная практика показывает, что порог колеблется между тремя и 10 тысячами долларов (от 235 тысяч до 786 тысяч рублей по курсу ЦБ. - Прим. "РГ"). При безналичном расчете идентификацию можно и не производить, так как на банковской карте, которой вы расплачиваетесь, есть все необходимые данные, остальные - хранятся в банке", - говорит Эдуард Уткин.
        Сегодня один грамм золота в розничной продаже стоит примерно три тысячи рублей. Обручальное кольцо средней ширины весит 4-4,5 грамма, пара колец - девять граммов. Сумма такого чека - 27 тысяч рублей. Цепочка - от пяти до шести граммов, сумма - до 18 тысяч рублей. Средний чек по золотым изделиям экономкласса - от 15 тысяч до 30 тысяч рублей, по всем изделиям - 50-60 тысяч рублей, однако большая часть покупок укладывается в пределах суммы, при которой можно не предъявлять паспорт.