Учитывая, что за последние годы Китай вышел на второе место по объему ВВП и стал ведущим экспортером в мире. В связи с этим возникает резонный вопрос: «Почему, несмотря на эти события, Китайский Юань не стал одной из основных мировых валют? И когда стоит ждать превращения юаня в резервную валюту?»
Для ответа на эти вопросы выделим основные факторы, мешающие превращению юаня в одну из мировых валют, и посмотрим, когда эти факторы перестанут действовать.
Среди этих причин нужно, в первую очередь, отметить, что экономика Китая до сих пор не является рыночной экономикой, по крайней мере, в области финансов. Государство по своему усмотрению изменяет курс национальной валюты, причем постоянно стремится поддерживать заниженный курс юаня. Одновременно, жестко регулируется банковская сфера, вплоть до указания банкам каких клиентов кредитовать, а каких – нет.
Казалось бы, высокие процентные ставки при фиксированном валютном курсе должны привлекать к юаню внимание инвесторов, которые должны помещать свои денежные резервы именно в юань. Но этому мешает, во-первых, недоверие инвесторов к Китаю, как недемократическому государству, способному в любой момент нанести ущерб экономике своими непредсказуемыми действиями; к тому же поскольку Китай является коммунистическим, любые инвестиции в него считаются рискованными. Во-вторых, мешает отсутствие спроса на юани со стороны местных производителей, которые предпочитают кредит в иностранной валюте, поскольку сырье, машины и технологии они приобретают вне Китая. В-третьих, современная китайская экономика основана на импорте продовольствия и сырья, а также на экспорте промышленной продукции. Как показывает опыт соседей Китая, такая экономика менее устойчива, чем сбалансированная экономика с высоким уровнем внутреннего потребления.
Но ситуация в Китае меняется и отношение к Китаю тоже. Во-первых, центр мировой экономики смещается в Азию, где делается все больше сбережений; эти сбережения легче пойдут в Китай. Во-вторых, меняется экономика Китая: рост доходов населения ведет к росту внутреннего потребления, которое постепенно изменит структуру китайской экономики в сторону роста сектора услуг, а также росту промышленных отраслей, ориентированных на внутреннее потребление, в частности отраслей строительного сектора. То есть постепенно экономика Китая станет более устойчивой. К тому рост экономики вызовет рост зарплат в Китае и увеличит потребность предприятий в кредите в национальной валюте, а значит, сделает кредитный рынок более емким и устойчивым. В-третьих, Китай уже сейчас старается строить отношения со странами, поставляющими ему сырье, на долгосрочной основе и стремиться проводить с ними рассчеты в юанях или в валюте этих стран, такие отношения делают более прогнозируемыми тренды в китайской экономике и снижают риски инвестирования в активы, номинированные в юанях. В-четвертых, одной лишь неустойчивости валют развитых стран достаточно, чтобы привлечь внимание к Китаю.
Остается также проблема непредсказуемой валютной и монетарной политики со стороны китайских властей. Но пара валютных войн должна сделать политику Китая более адекватной. Поэтому стоит ждать, что лет через десять Китай и весь мир созреют, для того, чтобы юань стал третьей резервной валютой после доллара и евро.
Комментариев нет:
Отправить комментарий